Пятница, Апрель 26, 2024

Методика обучения игре в волейбол

Источник: http://avangardsport.com/blog/volejbol/1-0-2

Обучение игре в волейбол начинают с детьми 10—12 лет. Одновременно с отбором и комплектованием учебных групп секции волейбола решают конкретные задачи по разносторонней физической подготовке, обучению основам техники, тактики и соревновательной деятельности волейболиста.

Первое знакомство с игрой начинают на основе использования подготовительных и подводящих к волейболу подвижных игр, которые могут применяться как для овладения приемами игры в защите и нападении, так и для обучения тактическим действиям. Здесь целесообразны игры, способствующие освоению перемещения и передач мяча в сочетании с различными зрительными сигналами, требующими ориентировки и быстроты действий. Передачу мяча как основной прием игры успешно закрепляют в таких играх, как «Мяч — среднему», «Передал — садись», «Запятнай мяч», «Мяч в воздухе»; в эстафетах «Навстречу — через сетку», «Передачи по воздуху», «Назад — по колонне и по кругу», «Эстафета пар» и др.

Для совершенствования техники приема мяча, подачи и нападающих ударов используют соответствующие игры и эстафеты, в которых игровая форма выполнения упражнений позволяет лучше решать учебную задачу.

В массовых соревнованиях юные волейболисты начинают участвовать, овладев первичными тактико-техническими навыками (стойки, перемещения, подачи, приемы и передачи мяча).

Обучение технике и индивидуальным тактическим действиям начинают со стойки и перемещений на площадке; вначале по прямой (вперед-назад, вправо-влево), а затем с изменением направления, темпа и ритма движения. Совершенствование проводится на основе усложнения способов перемещения и характера действий на площадке. С этой целью широко используют имитационные упражнения, сочетающие в себе элементы техники и тактики игровых действий волейболиста.

Обучение подаче мяча начинается с нижней прямой и нижней боковой подачи. Для одновременного освоения подачи и приема мяча с подачи используются подготовительные, подводящие и специальные упражнения. Подготовительные упражнения нацелены на развитие качеств, необходимых для выполнения подачи. С этой целью подбираются упражнения, имитирующие подачу с одновременным отягощением движения (резиновый амортизатор, набивной мяч и др.). В подводящих упражнениях занимающиеся чаще всего закрепляют ударное движение и совершенствуют специальные качества. К таким упражнениям относятся удары по неподвижному мячу с использованием вспомогательной аппаратуры («удочка», «мяч в держателе», «наклонная рама» и др.), удары в стенку, в сетку и т. п. Эти упражнения позволяют сосредоточить внимание на технике приема в целом, на согласованности движений ног, туловища и рук. Специальные упражнения используют в такой последовательности:

1. Подача мяча в стенку (с расстояния 6—8 м).
2. Подача мяча без сетки на партнера (в шеренгах).
3. Подача мяча через сетку с уменьшением расстояния.
4. Подача из-за лицевой линии в определенном направлении.
5. То же, но с места подачи в определенную зону.
6. Последовательное выполнение нескольких подач в различные зоны.
7. Подачи на быстроту выполнения с учетом точности (эстафеты).

Изучая технику подач, важно своевременно исправлять ошибки и осваивать тактические положения. Параллельное изучение техники и тактики позволяет быстрее и более рационально совершенствовать мастерство. Для этого используются специальные задания: подача на силу в решающий момент игры, подача на слабого игрока, подача в уязвимую зону, подача на выходящего игрока, подача в разрез зон и др.

По этой же схеме изучают и остальные способы: верхняя прямая и верхняя боковая подачи. Рекомендуется знать все виды подач, но одной или двумя владеть в совершенстве. Избранную подачу игрок должен уметь направить в любую зону, любым способом (удлиняя, укорачивая траекторию, с вращением и без вращения, нацеленно и т. д.).

Совершенствование тактики подач проводится при постоянном контроле за их результативностью и стабильностью в учебно-тренировочных играх и соревнованиях.


Позиции по умолчанию