Пятница, Март 29, 2024

Константин Ушаков. 30 лет в игре

Vnutrio_GL

Главному тренеру «Динамо» Краснодар 24-го марта исполнилось 50 лет. Тридцать из них он провел в волейболе топового уровня – сначала как игрок, а затем в качестве тренера.

Профессиональная карьера Константина Анатольевича Ушакова это во многом матчи, турниры, сборы, тренировки, снова игры и турниры. Только в национальной сборной Ушаков в качестве волейболиста провел 254 матча, приняв участие в четырех Олимпиадах и трех Чемпионатах мира. Подсчёт статистических данных в российском клубном волейболе системно ведётся с сезона 2005/06 и пока установить точное количество проведенных матчей для многих звезд нашего волейбола не удается, но Ушаков точно войдет в десятку тех, кто провел максимальное количество игр в нашей мужской лиге.

В качестве главного тренера Константин Анатольевич провел 210 матчей как клубный тренер «Динамо» Краснодар и 4 игры во главе национальной женской сборной России, совместив в 2017 году работу в клубе и сборной нашей страны.

В коллекции Константина Ушакова 17 титулов: одиннадцать в качестве игрока, четыре с «Динамо» Краснодар - тренерские победы; ещё два трофея это Кубок Бориса Ельцина и Euro 2013 выиграны в качестве ассистента Юрия Маричева в женской сборной России.

По случаю юбилея пресс-служба нашего клуба задала Константину Анатольевичу 50 вопросов, превратив его ответы в монолог, в котором главный тренер «Динамо» Краснодар вспомнил 30 прожитых лет в большом волейболе.

Рига, начало карьеры

В 17 лет я попал из родного Омска в рижский «Радиотехник», на тот момент – одну из сильнейших команд советского волейбола. В 84-м рижане оборвали победную серию ЦСКА, которая длилась 14 лет. В 80-х годах XX века эта рижская команда семь раз становилась призёром чемпионата и постоянно играла в еврокубках, где на стадии решающих матчей мы регулярно соперничали с топовыми клубами Италии того времени – «Сислей» из Тревизо, «Мессаджеро Равенна». В Равенне, например, играли звезды мирового волейбола того времени, американцы Карч Кирай и Деннис Тиммонс, итальянец Андреа Гардини.

Два первых сезона в «Радиотехнике» я подавал мячи, тренировался, волновался и очень хотел заиграть на хорошем уровне. «Радиотехник» по организации тренировочного процесса был одной из самых продвинутых команд того времени. У Геннадия Паршина, возглавлявшего команду Риги, был большой штаб. По тем временам – настоящее явление. С нами работала научная группа рижского Института физкультуры. Минимум две девушки постоянно были рядом с командой, обсчитывая статистику. Тогда той системы, которая сегодня стала привычной для современного мирового волейбола, не было, но это не значит, что подсчета данных и аналитики не существовало. Просто каждая страна решала эту проблему по-своему. «Радиотехник» и Паршин были среди тех, кто относился к этому серьезно и систематизировал данные.

Сборная. Последний успех советского волейбола

Играть в «Радиотехнике» я начал в 20 лет и сразу поехал со второй сборной СССР в турнире по США. Тренировал ту команду Виктор Радин. Именно он стал первым главным тренером сборной России.

Спустя год после поездки в США меня вызвали в национальную сборную СССР. В Германии мы выиграли Чемпионат Европы, а осенью без Юрия Сапеги, Андрея Кузнецова, Игоря Рунова - Кубок мира. Эти трое подписали контракты в Италии, где начался волейбольный бум, и клубы этой страны начали собирать свои версии сборных мира.

Тот турнир в Японии стал последним успехом сборной СССР. Мы проиграли американцам в группе, но потом выиграли шесть матчей, отдав соперникам только одну партию. Тренировал команду Вячеслав Платонов. Для него это тоже последняя большая победа.

Из того состава ещё двое – Юрий Чередник и Дмитрий Фомин - работали главным тренерами в профессиональном волейболе; Олег Шатунов сейчас старший тренер в «Динамо-ЛО», а Руслан Чигрин долго работал тренером в Кемерово. Руслан Олихвер был гендиректором «Динамо» Краснодар, работал генмендежером мужской сборной России. Фомин сегодня возглавляет нижегородский волейбольный клуб. Главного тренера той сборной и шести игроков – Юрия Сапеги, Андрея Кузнецова, Юрия Коровянского, Игоря Рунова, Сергея Горбунова, Евгения Красильникова - уже нет с нами. Двое, Александр Шадчин и Сергей Кукарцев, живут в Европе, - в Италии и Испании.

Какую-то одну победу или турнир я выделить, при всем желании, не смогу. Дороги все успехи, каждый турнир памятен по-своему. Детали многих игр истерлись, но общую канву вспомню. Для меня никогда не стоял вопрос – нужно ли ехать в сборную после клубного сезона? Конечно надо! Если здоров, то я готов и приеду. Таким было мое кредо.

Самое обидное поражение? От сербов, в Сиднее, в финале Олимпиады 2000 года. Мы им тогда не проигрывали, но в самом важном матче уступили. То серебро – самое горькое.

Клубы. Партнер – Станислав Шевченко, президенты – Шипулин и Мончи

Союз развалился, я уехал в Москву. К тому времени из «Радиотехника» ушли многие люди, которые делали результат и создавали атмосферу. Тренер Олег Антропов поехал в Катар, игроки – кто куда: Раймонд Вилде – в Грецию, Александр Белевич – в Бельгию, куда еще раньше отправился Павел Селиванов, ставший позже президентом Федерации волейбола Латвии. После развала СССР Паршин уехал в Турцию, Олихвер – в Италию. Одного меня в легионеры долго не брали. Почему? Наверное, играл так, что не брали!

Семь лет отыграл в ЦСКА, где трижды стал чемпионом России. Ушёл, когда стало ясно, что ничего хорошего уже не будет, а Белгород предложил достойные условия. По тем временам «Белогорье» было образцом организации в волейболе России и было в топе по меркам Европы. Геннадий Яковлевич Шипулин большой молодец, умеет поставить дело. Он тогда потерял трех лидеров – Сергея Тетюхина, Вадима Хамутцких, Романа Яковлева. Но обновленная команда взяла золото. Стартовый состав был таким: я пасовал, нападающие Александр Корнеев, Александр Косарев, Андрей Ткаченко, центральные Сергей Брусенцев, Сергей Белянский, Алексей Кулешов, либеро Станислав Шевченко, ныне – президент Всероссийской Федерации волейбола.

Станислав Владимирович об этом периоде своей жизни мало рассказывает, или его не спрашивают, но он четыре раза выиграл чемпионат России, побеждал в Кубке, собрав полный комплект наград нашего волейбола. Хорошее было время - молодые ребята и мы, опытные «волки», которые хотели доказывать и побеждать! Для меня Белгород это пока последнее золото Чемпионата России, но я надеюсь, что будет шанс повторить этот успех в качестве тренера. Команда у нас, в Краснодаре, хорошая, мы можем прогрессировать.

Из Белгорода я уехал в Италию, в «Трентино». Тот самый, один из самых титулованных клубов мирового волейбола. Клуб купил лицензию для выступлений в Серии «А» у «Равенны» и собрал состав, где были два олимпийских чемпиона, югославы Дьюла Местер и Слободан Бошкан, а ещё два русских, это мы с ныне покойным Валерой Горюшевым, испанец Энрике Де ла Фуэнте, итальянский диагональный Лео Джомбини. Тогда, летом 2000-го, там, в Тренто, всё только начиналось, но амбиции сразу были максимальные. В стотысячном городке только-только построили зал на 4200 мест для команды. Первое время мы начинали тренировки после того, как персонал клуба приводил площадку в порядок после ухода строителей. Президент клуба Диего Мончи был очень амбициозным и состоятельным человеком. У него была холдинговая компания, которая торговала с Россией, и среди прочего везла в Европу русский лес. Основой бизнеса Мончи тогда была страховая группа «Итас», она же - генеральный спонсор клуба. Легендарные усы? Да, у Мончи и тогда были шикарные усы.

Увы, мы тогда ничего не выиграли, я уехал в Турцию, но у меня остался бонус от сезона в Италии – язык. Итальянским оказался несложным. Три месяца я учил его самостоятельно, ещё одного месяца мне хватило, чтобы освоить всё, что нужно, в живом общении с носителями итальянского.

Тренеры. Паршин, Сапега, Кузюткин, Баньоли

Как я попал в Ригу из Сибири? Повезло. С командой Омска мы приехали на турнир в Даугавпилс, где меня заметил Олег Петрович Антропов, помощник Геннадия Паршина в Риге и старший тренер советской «молодёжки».

С Геннадием Васильевичем Паршиным мы по-прежнему на связи. Нечасто, но созваниваемся. Он вернулся из Казахстана, где долго работал, в том числе с национальными сборными, в Ригу.

Юрий Николаевич Сапега был очень талантливым, энергичным и по-хорошему пробивным человеком. Тренерскую работу он начал в Италии, но вернулся в Россию - стал помогать Геннадию Шипулину в сборной и клубе. Они сразу выиграли Чемпионат России и Кубок мира. Именно Сапега комплектовал «Трентино» летом 2000-го. Он тогда начал работать агентом, прекратив тренерскую работу.

Многое в моей жизни связано с именем Владимира Ивановича Кузюткина. Мы познакомились в Белгороде, где он во второй половине сезона 1999/2000 заменил решившего поменять профиль деятельности Сапегу. Кузюткин очень амбициозный, грамотный специалист с характером. Нам порой было непросто вместе, но всегда интересно! Он в 2011-м разрешил поприсутствовать на сборах национальной команды, а потом поддерживал, давал советы, критиковал, хвалил. Жаль, что наш союз в сборной не дал результата. Вспоминать тот сезон желания нет, но я надеюсь, что будет ещё один шанс.

В «Трентино» я работал с братом Даниэле Баньоли, самого титулованного тренера клубного волейбола. Бруно очень грамотный специалист, как и все тренеры итальянской школы. Это их сильная сторона – выучка, тактика, здоровый расчет, но советская школа была как минимум не слабее. Итальянцы вовремя вложились в волейбол, взяв всё лучшее из Америки, СССР, Восточной Европы, Балкан. Теперь тенденции моду в нашей игре задают они, но мы обязательно поборемся.

Мне повезло на людей, с которыми сводила спортивная жизнь. Как игрок я работал с тренерами, которые много выиграли, в том числе Олимпиады – Платоновым, Гайичем. Вячеслав Алексеевич Платонов остался в памяти как максималист, который в работе не жалел никого, а главное - себя. Зоран Гайич требовал играть так, чтобы на площадке была система, а игрок осознавал, что он делает, контролируя и понимая происходящее на площадке.

Краснодар. Вторая семья, мечты о титулах

Город Краснодар для меня стал местом, где в меня поверили. Я всегда буду это помнить и хочу сказать публичное «спасибо» Руслану Олихверу, который тогда был директором клуба. Именно он дал мне шанс, увидев во мне тренера.

Очень признателен руководителям края и клуба, которые помогали и поддерживали. У нас были яркие победы и горькие поражения. Мы вместе пережили очень сложное время, когда команде нужно было элементарно сохраниться. От руководителей, которые еще буквально вчера видели Лигу чемпионов и большие победы, требовалось огромное терпение. В этой ситуации я лично увидел и почувствовал серьезное доверие. Мы вместе всё это пережили, а сегодня у «Динамо» Краснодар есть талантливая молодая команда, которая может прогрессировать. Девушки это понимают и хотят побед. Мы мечтаем о титулах и медалях.

Клуб для меня больше, чем место работы. Это вторая семья. В «Динамо» я работаю уже достаточно долгий срок и ценю такое отношение.

 

Позиции по умолчанию